Вадим Иванович Аксенов

Мензелинская СОШ №1

Вадим Иванович Аксенов

 

Родная сторона ему всегда была мила

2001 год для Мензелинска и мензелинцев был знаменателен тем, что присвоению ему статуса города исполнилось 220 лет. 20 апреля 2001 года исполнилось 75 лет со дня рождения нашего земляка, уроженца Мензелинска, известного художника-живописца В.И. Аксенова.

Вадим Иванович родился в 1926 году. В семье учителя школы имени Молотова (ныне средняя школа № 1) Софьи Дмитриевны Аксеновой росли три мальчика -Вячеслав, Вадим и Борис. Двое из них стали художниками: Вячеслав - портретистом, Вадим - пейзажистом. Наделенные природным талантом, они создали настоящие шедевры изобразительного искусства, которыми мензелинцы восхищаются и гордятся.

В историческом плане Мензелинску меньше повезло, чем другим городам-сверстникам, таким, как Набережные Челны, Елабуга, Чистополь, Зеленодольск. Каким он был уездным захолустьем в дореволюционный период, примерно таким же оставался в советское и постсоветское время. Зато ему повезло в другом: быть вовремя запечатленным историками, исследователями, географами, музыкантами, художниками. У него оказались благодарные потомки, сыны, сумевшие воплотить на полотнах, в книгах, стихах и песнях неописуемую, а местами первозданную красоту мензелинских далей, речных проток и заводей, заката солнца. Эту неповторимую красоту отображали писатели, поэты (Р. Шайхутдинов в повести "Прекрасные берега Ика", Рашит Гарай в цикле стихов, посвященных мензелинцам и родным местам), художники В.И. Аксенов, Назым Хабибуллин, Виль Хабибуллин и другие мастера кисти и графики.

В середине июля 1994 года в культурной жизни города и района произошло знаменательное событие: художник В.И. Аксенов привез из своей московской студии в дар Мензелинску 24 картины, из них 20 составляли пейзажи окрестностей города и 4 - маркетри мензелинских уголков. Автор этих работ стремился сохранить для потомков реальные виды мензелинских пейзажей, которые еще в детские годы запечатлелись в его памяти, писал их и с натуры. Задача перед художником стояла, прямо скажем, непростая: суметь передать глубину пространства, объединить разнообразие в природе в единое целое, находить соотношение тонов, цветов.

В итоге были созданы картины "Дали Мензелинска", "Река Игимка", "Камские дали" и другие. В них можно проследить, что автор учел уроки выдающихся мастеров живописи Левитана, Серова, Крымова, Моне, Сезанна.

Следует отметить, что среди коллекций работ местных художников особняком стоят уникальные произведения нашего юбиляра В.И. Аксенова, его маркетри.

Бытовые предметы из дерева, особенно мебель, часто украшались деревянными фигурными узорами или пластинами. Этот вид инкрустации называется интарсией. Маркетри - это разновидность интарсии. Украшение мебели своеобразной мозаикой из фигурных пластинок фанеры и получили название маркетри.

В.И. Аксенов мастерски перенес этот вид искусства на картины. Совершенствуя изо дня в день свое мастерство, художник достиг его вершин. Более 30 лет ему потребовалось для того, чтобы создать уникальную коллекцию картин из 65 работ.

Коллекция экспонировалась под названием "Храмы ушедшие и настоящие", потому как на картинах изображены многочисленные храмы России. Среди известных - храм Христа Спасителя, Успенская церковь в Москве, церковь Николы Зарайского на Сапожке (снесена в конце XIX века), Кижи и многие другие. Выставка этих работ экспонировалась во многих уголках мира: в США, Монголии, Канаде, Германии, Франции, Афганистане и других странах.

В журнале "Художественные работы по дереву", выходящем в США и распространяемом в англоязычных странах, в июльском номере за 1993 год была помещена статья о картинах В.И. Аксенова по дереву. В ней помещена фотография Мензелинской мечети такой, какой она была построена в 1910 году, так как рисунок, заполняемый шпонами, выполнялся с фотографии. В 1936 году минарет был снесен, а в 1992 году восстановлен. Сравнивая маркетри с фото современного минарета, нельзя не заметить детали явного отличия от оригинала. Уже одно это доказывает, что работы В.И. Аксенова имеют большое историческое, эстетическое, а если быть справедливым, то и практическое значение. Прежде чем приступить к осуществлению своего замысла, художник много лет собирал шпоны разных пород деревьев из разных стран мира, чтобы иметь шпоны самых различных оттенков. Ведь в будущих работах он решил не допускать ни капли краски. Шпон настилается на рисунок, подбираются мельчайшие его детали, оттенки. В результате получается картина без единого стыка и воспринимается как живопись. Одна картина создается за полгода. Отсюда нетрудно понять, какую колоссальную работу проделал автор, чтобы создать коллекцию из 65 картин.

Четыре маркетри, посвященные мензелинским религиозным храмам: Троицкой церкви, мечети, Никольскому кафедральному собору и женскому Пророко-Ильинскому монастырю - подарены Вадимом Ивановичем нашему музею. Из этих храмов ныне существует только мечеть, реставрируется Никольский кафедральный собор. Другие храмы мензелинцы могут видеть во всем своем великолепии лишь на картинах В.И. Аксенова. Равнодушным эти работы не оставляют ни взрослых, ни детей.

Уже, будучи больным, Вадим Иванович разыскал картины своего брата, проживающего в Санкт-Петербурге. Портреты, написанные Вячеславом Ивановичем, тоже переданы и хранятся в фондах нашего музея.

В.И. Аксенов скончался 31 августа 1998 года. Глядя на его прекрасные творения, не перестаешь удивляться, какие прекрасные люди выросли на нашей мензелинской земле.

АЛ. Крылова

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz